ВСЕ СТАТЬИ


НА ГЛАВНУЮ



«ДРЕВНЕРУССКОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
«РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА»


ДРЕВНЕРУССКОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО

   Почти тысячу лет тому назад предки наши, русские безыменные мастера, создали прекрасное, мудрое и глубокое искусство.
   В древности изобразительное искусство тесно связывалось с религией. Никаких сюжетов, кроме «божественных», художникам брать не полагалось. В храмах были богатейшие росписи - фрески и висели иконы, писанные чудесными русскими мастерами, имена которых, за исключением немногих, так и остались неизвестными.
   Помимо церкви, применять свое искусство художники могли, лишь расписывая хоромы богатых людей сказочными изображениями цветов и зверей или рисуя великих князей, которых обычно после смерти причисляли к лику святых.

   До нас дошла только незначительная часть творений древнерусских мастеров, но и она позволяет судить о большом художественном мастерстве древней Руси. Огромное значение имеют древние памятники искусства и для изучения истории нашей страны.
   Если вглядеться в икону «Спас нерукотворный» новгородского письма конца XII века, то можно заметить, что мастер создал образ Христа совсем не кроткого, с далеко не благостным и не всепрощающим выражением лица. Он суровый, холодный, глаза глядят обличающе, а линия рта даже несколько презрительна. И, может быть, в этом изображении Христа сказалась не случайная фантазия или настроение мастера, а характер и уклад жизни новгородских вольных людей, часто изгонявших князей из своего города.

   А вот икона «Спас», написанная Андреем Рублевым в XIV веке, изображает Христа мягким, доброжелательным, кротким. Если перелистать страницы истории этого времени, то увидишь, что было затишье, татарская орда ослабела и перестала наносить Руси сильные удары. Отсюда и идет благостный и созерцательно-спокойный лик Христа.

   Если посмотреть на икону «Иоанн Богослов в молчании», то вспомнишь и время, в которое был создан этот образ: тяжелые времена царствования Ивана Грозного, времена доносов, казней, вражды между царем и боярством, времена опричнины. И вот Иоанн Богослов - проповедник, обладающий даром впечатляющего и убеждающего слова, прикладывает палец к губам и молчит. Глаза его тревожны, и во всем облике удрученность и печаль.
   Есть иконы, на которых вокруг фигуры святого по бокам дано обрамление из отдельных эпизодов его жизни. Часто эти эпизоды носят исторический характер. На одной из икон вокруг изображения Сергия Радонежского, который принимал участие в переговорах с татарским ханом Мамаем, эпизоды битвы на Куликовом поле написаны так тщательно, что по ним можно изучить одежду и вооружение русских и татарских воинов.

   Испокон веков в Новгороде Великом и неподалеку от него стояли разбросанные по берегам р. Волхова и его притоков древнерусские храмы, не знавшие равных себе по чистоте, строгости и удивительной гармонии с северной русской природой.
   Таким был храм Спаса Нередицы - небольшая белая церковка на берегу р. Волховца. Стены этой церкви внутри были сплошь от пола до потолка расписаны прекрасными фресками. Расписывали их новгородские мастера около 1198 года.
   Фрески эти написаны на религиозные сюжеты, но святители на них были изображены каждый в своем характере, у каждого свое лицо.

   В Великую Отечественную войну, когда наши солдаты спасали Дрезденскую галерею, переправляя ее в безопасное от бомбежек место, немецко-фашистские летчики систематически бросали бомбы в маленькие белые церковки под Новгородом, оставляя вместо них груды развалин. Таково было предписание Гитлера: «Памятники искусства на восточном фронте не имеют значения и подлежат разрушению». В числе других церквей была уничтожена и Нередица.
   Правда, Нередица теперь восстановлена полностью как архитектурный памятник, но дивных росписей ее стен никогда и никто не сможет восстановить.

   В музеях хранятся замечательные древнерусские иконы и мозаики. Они привлекаю внимание всего мира как глубоко национальное, прекрасное и человечное творчество русского народа, которым каждый из нас вправе гордиться.

Н.П. Кончаловская; гл. ред. М.В.Толстиков


В НАЧАЛО

РУССКОЕ ИСКУССТВО 18 ВЕКА

   В начале XVIII века Россия вступила в новый этап своего развития и, преодолевая экономическую и культурную отсталость, становилась одной из могущественных стран Европы.
   Коренные сдвиги во всех областях духовной жизни в эпоху Петра I содействовали яркому расцвету светского искусства в противоположность старому - религиозному.
   Возросший интерес русских людей к окружающей действительности, расширение их умственного кругозора и общественной деятельности изменили представление о человеке, которого стали изображать во всей неповторимости его индивидуального облика. В исторических картинах художники передавали идеи героического служения родине. Лучшие архитектурные сооружения отражали величие России.
   Творчески соприкасаясь с западным искусством, лучшие русские художники создавали свое самобытное национальное искусство.

   Петр I заботился о развитии просвещения в России. При нем была создана Академия наук, утвержден проект Академии художеств, много молодых даровитых людей за счет «государственной пенсии» отправлялись за границу для освоения новейших достижений науки и художественной культуры.
   Одним из первых пенсионеров Петра I был художник И.М. Никитин (ок.1690-1741). Портреты Никитина поражают исключительной для того времени правдивостью.
   В «Портрете напольного гетмана» художник удивительно жизненно изобразил опаленное зноем умное лицо простого и мужественного человека, смелого и решительного воина.
   Никитин неоднократно писал и самого Петра I. В небольшом круглом портрете он подчеркнул суровую сосредоточенность, характерную для последних лет жизни великого преобразователя.

   В начале XVIII века большое значение получила гравюра. Граверы иллюстрировали технические руководства, выполняли карты и виды городов, воспроизводили сцены сражений, триумфальных шествий и празднеств, создавали портреты государственных деятелей.
   Гравер А. Зубов в «Панораме Петербурга» тщательно и любовно выписывает целый ряд вновь построенных зданий. Особую торжественность и праздничность придает панораме изображенная на Неве флотилия - стремительный бег кораблей с развевающимися на них флагами и дымы пушечной пальбы.

   В середине XVIII века большой размах приобретает дворцовое строительство, тесно связанное с именем замечательного зодчего В.В. Растрелли (1700-1771), автора проектов Смольного монастыря, Петергофского, Зимнего дворцов.
   Наружное и внутреннее убранство этих зданий ослепляло своей пышностью. В них широко применялась скульптура, золоченая резьба по дереву, лепные растительные орнаменты, многочисленные колонны из разнообразного цветного мрамора. Залы с узорчатыми, паркетными полами украшали зеркала в причудливых рамах, живописные панно и плафоны.
   Реалистическая направленность живописи петровского времени нашла свое дальнейшее развитие в творчестве портретистов А.П. Антропова (1716-1795) и Ф.С. Рокотова (1736-1808/09).
   В портретах работы Антропова (например, Петра III, Измайловой) ярок и энергичен колорит, прямолинейны и резки характеристики, тщательно выписаны детали. Рокотов более поэтичен, его кисть свободна и легка, краски поражают богатством оттенков. В портретах поэта В. Майкова, Санти, Новосильцовой и других через мерцание глаз, легкую улыбку художник сумел передать душевный мир изображенных им современников.

   С блестящим развитием портретной живописи во второй половине 18 века связано имя выдающегося художника Д.Г. Левицкого (1735-1822), круг образов которого весьма разнообразен. Убедительно и ярко обрисованы им и самодур Демидов - вельможа-заводчик, и светская красавица Урсула Мнишек, и грубоватая помещица Бакунина, и озаренная улыбкой счастья юная Дьякова.
   В портрете Екатерины II - законодательницы Левицкий воплотил представление о «мудром просвещенном» монархе, сходное с тем, которое мы встречаем в торжественных одах Г.Р. Державина.

   Подобно Левицкому, крупнейший скульптор Ф.И. Шубин (1740-1805) создал незабываемую портретную галерею своих современников.
   В бюсте Павла I чуждый лести Шубин с поразительным реализмом передает плоское лицо императора, с вздернутым носом и выпяченной нижней губой. Пышная горностаевая мантия, ордена и звезды на груди Павла еще более подчеркивают его ничтожность.
   Выполненный Шубиным бюст его земляка М.В. Ломоносова - лучшее изображение величайшего русского ученого.

   Выдающимся скульптором был и воспитанник Академии художеств М.И. Козловский (1753-1802) - автор памятника русскому полководцу А.В. Суворову (на Марсовом поле в Петербурге). Суворов представлен в образе бесстрашного героя, одушевленного благородным порывом защитить родину.
   Козловскому принадлежат также изваяния мифологических героев. Таков его могучий «Самсон», созданный для одного из самых прекрасных фонтанов парка Петродворца.

   Учрежденная в 1757 году Академия художеств руководила всей художественной жизнью страны, подготавливала художников, способных изображать «историю своего отечества и великих в оном людей».
   Господствующим направлением в академии был классицизм, развивавшийся под воздействием идей просветительства с его высоким пониманием гражданского долга, патриотической доблести, самопожертвования во имя отечества. Примером тому служит картина на сюжет «Илиады» Гомера - «Прощание Гектора с Андромахой» одного из первых русских профессоров академии - А.П. Лосенко (1737-1773).
   Гектор, герой Трои, прощается с семьей перед единоборством с Ахиллом. Зная, что идет на верную смерть, Гектор молит богов, чтобы его маленький сын был мудрым, храбрым и сильным среди своих сограждан. Веления мужественной доблести в душе героя побеждают личные чувства привязанности к семье.
   Несмотря на условность в расстановке фигур и некоторую театральность в жестах героев, произведение Лосенко полно драматического действия, согрето теплом живых человеческих чувств.
   Из учеников Лосенко выделяются И.А. Акимов, создавший полотно на тему из русской истории «Возвращение великого князя Святослава с Дуная в Киев», и П.И. Соколов, автор картины на сюжет греческого мифа о смелом юноше Икаре, который поднялся к солнцу на крыльях, сделанных его мудрым отцом Дедалом.

   Последним из плеяды замечательных портретистов 18 века был В.Л. Боровиковский (1757-1825). Лучшие его работы ранней поры - Портреты Нарышкиной, Арсеньевой, Гагариных, Лопухиной.
   Лопухина в легком белом платье грациозно облокотилась на садовый постамент, касаясь рукой цветущей розы. Чуть кокетливо и томно ее мечтательное лицо. Облик Лопухиной прекрасно связывается со светлой зеленью парка, колосьями ржи и васильками. Светлые краски, плавные линии - все создает впечатление покоя и тишины. Интерес к передаче настроений человека, задумчивость, мечтательность сближают творчество художника с повестями Карамзина.
   Боровиковский писал также и парадные портреты, среди которых особенно интересен портрет «бриллиантового князя» А.Б. Куракина. Подчеркнутая парадность обстановки, блеск парчового кафтана и орденов не отвлекают от выразительно написанного художником лица князя.

   Развитию пейзажа в живописи в XVIII веке содействовали как ранее производившиеся архитектурные и топографические съемки городов, дворцов, парков, так и открытие в академии специального пейзажного класса.
   Выдающийся пейзажист Ф.Я. Алексеев (1753-1824) умело передавал в своих полотнах поэтическую прелесть архитектурного облика столичных и провинциальных городов России. В одном из лучших своих пейзажей - «Вид Дворцовой набережной в Петербурге» - художник изобразил зеркальную гладь Невы, прозрачность облачного неба, серебристую дымку воздуха, тающие очертания Мраморного дворца и Летнего сада. Многие картины Алексеева, показывающие Москву до пожара 1812 года, имеют значение исторических документов.

   Велики достижения русского классицизма и в архитектуре. В созданиях знаменитого русского архитектора В.И. Баженова (1737-1799) сочетается творческая переработка традиций древнерусского зодчества с использованием лучших образцов мировой архитектуры. Это сказалось и в его неосуществленном проекте грандиозной перестройки Московского Кремля, и особенно в создании в Царицыне под Москвой обширного дворцового ансамбля. К 1784 году Баженовым был создан шедевр русской архитектуры - дом Пашкова, ныне одно из зданий Государственной библиотеки им. В.И. Ленина.
   Подобно Ломоносову, Баженов протестовал против зависимости русской культуры от иностранной. Его творчество оказало сильное влияние на развитие русской архитектуры.

   Большое строительство Москвы выдвинуло во второй половине XVIII века много архитекторов. Из них крупнейшим был помощник Баженова М.Ф. Казаков (1738-1812/1813).
   Постройки Казакова поражают простотой, ясностью и соразмерностью. Таковы его Московский университет, Дворянское собрание, здание сената в Московском Кремле, Голицынская больница. Величественность этих зданий сочетается у Казакова с изяществом разработки архитектурных деталей.
   В Петровском дворце в Москве, подобно Баженову, он пробует применять древнерусские декоративные мотивы - стрельчатые арки, карнизы.

   Талантливейшие живописцы, ваятели и зодчие России XVIII века внесли большой вклад в сокровищницу мирового искусства и подготовили могучий взлет русской художественной культуры XIX столетия.

З.Т. Зонова; гл. ред. М.В.Толстиков


В НАЧАЛО


НА ГЛАВНУЮ





Развлечение, досуг, отдых  казино, игорные дома, бары, рестораны, музей, кинотеатры, музеи, дискотеки, бани, сауны, отели, гостинницы, ночные клубы, театры Екатеринбурга Casino, bar, museum, amusement, rest home, leisure, restaurant, cinema, movies, pictures, night-club, bath house, sauna, hotel, theatre in Russia and Ekaterinburg


Развлечение, досуг, отдых  казино, игорные дома, бары, рестораны, музей, кинотеатры, музеи, дискотеки, бани, сауны, отели, гостинницы, ночные клубы, театры Екатеринбурга Casino, bar, museum, amusement, rest home, leisure, restaurant, cinema, movies, pictures, night-club, bath house, sauna, hotel, theatre in Russia and Ekaterinburg казино екатеринбург, cazino, kazino, игорный дом, игорные дома, отдых, досуг, развлечение, Russian casino, Марина, крупье театр, филармония, Мольер, комедия, трагедия, водевиль,театральные жанры, классицизм, актер, Шекспир, опера, балет, theatre, Екатеринбург Музей, галерея, выставка, областной ,государственные музеи, искусство, история, писатель, муниципальный, Свердловск, салон, Екатеринбург, museum, show, gallery, exhibition, Russian, Ekaterinburg, muzeum кинотеатр, Екатеринбург, кино, киноискусство, кинооператор, кинофильм, кинорежиссер, актер, композитор, история, Чаплин, актер, cinema, movies, pictures, Гриффитс, художник ночной, эротический, клубы, дискотека, развлекательный, центр, Екатеринбург, Свердловская, Россия, night, club, Ekaterinburg, Russia, эротика, Маргарита, Малышева отель, гостиница, ленина, отдых, досуг, комплекс, екатеринбург, свердловск, куйбышева, развлечения, малышева, радищева, московская, хомякова, уральская, щорса баня, русская, сауна, екатеринбург, лишний, вес, рецепт, веник, массаж, противопоказания, правило, сауна, финская, березовый, дубовый, банный

ВСЕ СТАТЬИ:



ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛЮБОГО ФРАГМЕНТА, ССЫЛКА НА
ПЕРВОИСТОЧНИК, ТО ЕСТЬ НА "http://www.ur911.narod.ru/" ОБЯЗАТЕЛЬНА.

«МИР ТЕСЕН» ГОСПОДА



Copyright © 2007

Используются технологии uCoz